Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оборудованные учебные кабинеты
В нашем учреждении имеются специально оборудованные учебные кабинеты, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- два кабинета учителей - логопедов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- комната психологической разгрузки.
В Учреждении отсутствуют оборудованные учебные кабинеты для обучающихся инвалидов.
Объекты для проведения практических занятий
В Учреждении имеются оборудованные объекты для проведения практических занятий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
В здании:
- 12 групп;
- два кабинета учителей - логопедов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- комната психологической разгрузки.
На территории Учреждения:
- 12 групповых участков с верандами;
физкультурная площадка с бесшовным покрытием из резиновой крошки, площадь 225 м2. На физкультурной площадке имеется сетка для обучения элементам волейбола и игр с мячом, футбольные ворота;
дорожка беговая спортивная детская с бесшовным покрытием из резиновой крошки, площадь 190 м2.
Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками по освоению ими программ:
1. Образовательная программа дошкольного образования.
2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
3. Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа "Спортивная мозаика",
а также для обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной деятельности, эмоционального, психологического благополучия детей
обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
В группах детского сада организованы специальные уголки для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, техническими средствами обучения.
В Учреждении отсутствуют оборудованныеобъекты для проведения практических занятий для обучающихся инвалидов.
Библиотека
О наличии оборудованных библиотек
В нашем учреждении нет специальной комнаты "Библиотека" для хранения книг с читальным залом. В методическом кабинете есть книжный шкаф:
а) с учебными и методическими пособиями для педагогов;
б) с яркими и красочными детскими книгами, написанными известными авторами и проиллюстрированные талантливыми художниками.
Воспитатели регулярно приносят книги в групповые уголки художественной литературы, читают детям вслух, дети рассматривают книги в самостоятельной деятельности.
В группах имеются оборудованные уголки художественной литературы:
Полочки и витрины, стол недалеко от окна, рядом с источником света. На полочках и витринах выставляются книги в соответствии с возрастными особенностями и потребностям детей, репродукции картин известных художников. В старшем дошкольном возрасте добавляются детские журналы; портреты писателей; тематические альбомы; материалы для ремонта книг; материалы для сюжетно-ролевой игры "Библиотека" (каталог с карточками, формуляр читателя).
О наличии оборудованных библиотек в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья
В группах компенсирующей направленности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, с тяжелыми нарушениями речи, имеются оборудованные уголки художественной литературы.На полочках и витринах выставляются книги в соответствии с возрастными особенностями, потребностями детей, для решения задач по адаптированной образовательной программе дошкольного образования.
О наличии оборудованных библиотек в отношении инвалидов
Содержание образования и условия обучения инвалидов определяется на основе индивидуальной программы реабилитации инвалида. Если в этой программе указаны особые требования к получению образования, образовательное учреждение обязано их выполнить. Это включает предоставление книг в специальных форматах, таких как: книги со шрифтом Брайля, тактильные книжки-игрушки. В Учреждении имеются аудиокниги, книги с крупным шрифтом и большими яркими иллюстрациями.
Объекты спорта
О наличии оборудованных объектов спорта, в том числе в
отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья
В здании:
·
Спортивный зал
На территории Учреждения:
·
Спортивная площадка с бесшовным покрытием из резиновой крошки, площадь 225
м2.
На физкультурной площадке имеется сетка для обучения элементам волейбола и
игр с мячом, футбольные ворота.
·
Дорожка беговая спортивная детская с бесшовным покрытием из резиновой
крошки, площадь 190 м2.
О наличии оборудованных объектов спорта в отношении
инвалидов
·
Спортивная площадка, беговая дорожка размещены вдали от источников
загрязнения и шума. Покрытие спортивной площадки из материалов, безопасных для
здоровья ребёнка.
·
На всех путях движения на территории к спортивной площадке, беговой дорожке
и в здании к спортивному залу, есть доступная система средств информационной
поддержки для инвалидов.
·
Однако пандусов для инвалидов на колясках на путях передвижения к
спортивному залу в здании нет.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное
оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные),
учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети,
аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные
образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые
для организации образовательной деятельности.
Средства обучения и воспитания в Учреждении определяются в соответствии с:
- Стандартом;
- Образовательными программами Учреждения:
1. Образовательная программа дошкольного образования (разделы программы: «Методическое обеспечение Программы средствами обучения и воспитания»; «Методическое обеспечение Программы средствами в части формируемой участниками образовательных отношений»);
2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) (раздел программы «Обеспеченность средствами обучения и воспитания»);
- С учетом специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, которые можно воспроизвести с помощью электронных устройств.
В нашем учреждении для обучения детей в возрасте от 5 до 7 лет используются следующие электронные устройства:
* 2 интерактивные доски;
* 2 интерактивные панели;
* 2 моноблока;
* 2 электронных средства обучения — «Умное зеркало».
Обучение детей с использованием электронных средств обучения (ЭСО) осуществляется в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил (СП) 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Согласно пункту 2.10.2, занятия с ЭСО не проводятся для детей младше 5 лет.
При использовании ЭСО во время занятий и перемен необходимо регулярно проводить гимнастику для глаз.
Для профилактики нарушений осанки во время уроков должны быть организованы физические упражнения (физкультминутки).
Согласно пункту 2.8.2, если ЭСО используются для демонстрации обучающих фильмов, программ или иной информации, которую дети должны фиксировать в тетрадях, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать 5-7 минут для детей 5-7 лет.
Общая продолжительность использования интерактивной доски на уроке для детей до 10 лет не должна превышать 20 минут.
В пункте 3.5.7 указано, что организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см.
В пункте 2.4.5 указано, что ЭСО должны использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и техническим паспортом, а также иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Минимальная диагональ ЭСО для монитора персонального компьютера и ноутбука должна составлять не менее 39,6 см.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здание МБДОУ "Детский сад № 57", приспособленного для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) При входе в здание размещена вывеска с названием организации, графиком работы и планом здания, которые выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. Внутри здания навигация и названия помещений также оформлены шрифтом Брайля. На каждом лестничном марше нанесена контрастная маркировка верхней и нижней ступеней. По периметру здания установлены указатели, которые помогают найти путь к входной двери. На остекленной входной двери размещен предупредительный знак в виде двухстороннего желтого круга, а входные двери по периметру обозначены желтым цветом.
б) Инвалидам оказывается помощь, необходимая для получения информации в доступной для них форме о правилах предоставления услуги, включая оформление необходимых для получения услуги документов и выполнение других действий. На входе в учреждение установлена кнопка вызова, которая расположена в зоне комфортного использования человеком в инвалидном кресле. При нажатии на кнопку вызова к посетителю выходит сотрудник — сопровождающее лицо. Вызвать сопровождающее лицо можно нажав кнопку домофона на калитках №1, №2. Вызвать сопровождающее лицо можно по номеру телефона 8 (8313) 33-33-03.
Все сотрудники, ответственные за работу с инвалидами, прошли инструктаж и обучение по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг для них. Приказом назначены должностные лица, ответственные за организацию приема, сопровождения и обслуживания всех категорий инвалидов и МГН в МБДОУ «Детский сад № 57».
в) Официальный сайт учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
В учреждении есть ступеньки, но нет пандуса, чтобы маломобильные люди могли самостоятельно попасть внутрь. Также отсутствуют специально оборудованные входные группы и доступные санитарно-гигиенические помещения.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В нашем учреждении созданы специальные технические средства обучения, как для коллективного, так и для индивидуального использования детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В двух таких группах есть:
* **Интерактивная техника «Умное зеркало Artikme»**. Она предназначена для профилактики и коррекции речевых дефектов у детей, проведения коррекционных занятий и построения индивидуального маршрута каждого ребёнка через конструктор занятий. В комплект «умного зеркала ArtikMe» входят программное обеспечение, конструктор и хранилище для занятий, видеокамера, журнал для отслеживания динамики ребёнка и органайзер рабочего пространства.
* **Интерактивные системы SMART**: сенсорная доска SMART, ноутбук и проектор. Эти устройства используются в образовательном процессе для повышения качества и эффективности обучения. В учреждении имеется лицензионное программное обеспечение SMARTNotebook, которое является функциональным инструментом для создания информативных, интерактивных презентаций, занятий, а также заданий для самостоятельного выполнения воспитанниками.
Кроме того, в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ применяются интерактивные тренажеры и игры.
Содержание образования и условия обучения инвалидов определяется на основе индивидуальной программы реабилитации инвалида. Если в этой программе указаны особые требования к получению образования, образовательное учреждение обязано обеспечить их выполнение, включая предоставление специальных ассистивных технических средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
К таким средствам относятся устройства, программы и другие приспособления, которые расширяют возможности обучающихся с особыми образовательными потребностями в процессе восприятия информации, помогают им адаптироваться к условиям жизни и способствуют социальной интеграции.
Например, для детей с нарушениями слуха применяются звукоусиливающие аппараты, для слепых — специализированная компьютерная техника с шрифтом Брайля, для слабовидящих — лупы и проекционные увеличители, а для тех, у кого есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, — специальная программируемая клавиатура.