Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оборудованные учебные кабинеты
В нашем учреждении имеются специально оборудованные учебные кабинеты, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- два кабинета учителей - логопедов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- комната психологической разгрузки.
В Учреждении отсутствуют оборудованные учебные кабинеты для обучающихся инвалидов.
Объекты для проведения практических занятий
В Учреждении имеются оборудованные объекты для проведения практических
занятий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
В здании:
·
12 групп;
·
два кабинета учителей - логопедов для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
·
музыкальный зал;
·
спортивный зал;
·
комната психологической разгрузки.
На территории Учреждения:
·
12 групповых участков с верандами;
·
Спортивная площадка с бесшовным покрытием из резиновой крошки, площадь 225
м2. На спортивной площадке имеется сетка для обучения элементам волейбола и игр
с мячом, переносные футбольные ворота.
·
·Футбольное поле, площадь м2. Покрытие искусственная трава, переносные,
разборные ворота.
·
Дорожка беговая спортивная детская с бесшовным покрытием из резиновой
крошки, площадь 190 м2.
Практические занятия на оборудованных объектах обеспечивают реализацию
следующих образовательных программ:
1. Образовательная программа дошкольного образования.
2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
3. Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая
программа "Спортивная мозаика",
Практические занятия на оборудованных объектах обеспечивают детям
возможность двигательной и музыкальной активности, способствуют их
эмоциональному и психологическому благополучию.
Объекты для проведения практических занятий обеспечены необходимым
оборудованием и инвентарём и соответствуют требованиями санитарных правил и
норм.
В группах детского сада организованы специальные уголки для различных видов
коллективной и индивидуальной деятельности детей.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием,
дидактическим и демонстрационным материалом, техническими средствами обучения.
В Учреждении отсутствуют оборудованные объекты для проведения практических
занятий для обучающихся инвалидов.
Библиотека
О наличии оборудованных библиотек
В нашем учреждении нет специальной комнаты "Библиотека" для хранения книг с читальным залом. В методическом кабинете есть книжный шкаф:
а) с учебными и методическими пособиями для педагогов;
б) с яркими и красочными детскими книгами, написанными известными авторами и проиллюстрированные талантливыми художниками.
Воспитатели регулярно приносят книги в групповые уголки художественной литературы, читают детям вслух, дети рассматривают книги в самостоятельной деятельности.
В группах имеются оборудованные уголки художественной литературы:
Полочки и витрины, стол недалеко от окна, рядом с источником света. На полочках и витринах выставляются книги в соответствии с возрастными особенностями и потребностям детей, репродукции картин известных художников. В старшем дошкольном возрасте добавляются детские журналы; портреты писателей; тематические альбомы; материалы для ремонта книг; материалы для сюжетно-ролевой игры "Библиотека" (каталог с карточками, формуляр читателя).
О наличии оборудованных библиотек в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья
В группах компенсирующей направленности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, с тяжелыми нарушениями речи, имеются оборудованные уголки художественной литературы.На полочках и витринах выставляются книги в соответствии с возрастными особенностями, потребностями детей, для решения задач по адаптированной образовательной программе дошкольного образования.
О наличии оборудованных библиотек в отношении инвалидов
Содержание образования и условия обучения инвалидов определяется на основе индивидуальной программы реабилитации инвалида. Если в этой программе указаны особые требования к получению образования, образовательное учреждение обязано их выполнить. Это включает предоставление книг в специальных форматах, таких как: книги со шрифтом Брайля, тактильные книжки-игрушки. В Учреждении имеются аудиокниги, книги с крупным шрифтом и большими яркими иллюстрациями.
Объекты спорта
О наличии оборудованных объектов спорта, в том числе в
отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья
В здании:
·
Спортивный зал
На территории Учреждения:
·
Спортивная площадка с бесшовным покрытием из резиновой крошки, площадь 225
м2.
На физкультурной площадке имеется сетка для обучения элементам волейбола и
игр с мячом, переносные футбольные ворота.
·Футбольное поле, площадь м2. Покрытие искусственная трава, переносные, разборные ворота.
·
Дорожка беговая спортивная детская с бесшовным покрытием из резиновой
крошки, площадь 190 м2.
О наличии оборудованных объектов спорта в отношении
инвалидов
·
Спортивная площадка, беговая дорожка размещены вдали от источников
загрязнения и шума. Покрытие спортивной площадки из материалов, безопасных для
здоровья ребёнка.
·
На всех путях движения на территории к спортивной площадке, беговой дорожке
и в здании к спортивному залу, есть доступная система средств информационной
поддержки для инвалидов.
·
Однако пандусов для инвалидов на колясках на путях передвижения к
спортивному залу в здании нет.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Средства обучения и воспитания в Учреждении определяются в соответствии с:
- Стандартом;
- Образовательными
программами Учреждения:
1. Образовательная программа дошкольного образования (разделы программы: «Методическое обеспечение Программы средствами обучения и воспитания»; «Методическое обеспечение Программы средствами в части формируемой участниками образовательных отношений»);
2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) (раздел программы «Обеспеченность средствами обучения и воспитания»);
- С учетом специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В
соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования
(раздел 31. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды, пункт 31.11.) «В ДОО должны
быть созданы условия для информатизации образовательного процесса. Для этого
желательно, чтобы в групповых и прочих помещениях ДОО имелось оборудование для
использования информационнокоммуникационных технологий
в образовательном процессе. При наличии условий может быть обеспечено
подключение всех групповых, а также иных помещений ДОО к сети Интернет с учетом
регламентов безопасного пользования сетью Интернет и психолого-педагогической
экспертизы компьютерных игр.».
Для обучающихся старшего дошкольного возраста, для детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов обеспечено подключение
электронных устройств для воспроизведения учебных материалов к оптоволоконным
сетям (провайдер — «Ростелеком»).
Инфраструктура ИКТ включает следующее оборудование с доступом
в сеть Интернет:
·
2 интерактивные доски — размещены в группах компенсирующей направленности для
детей с ОВЗ, тяжелые нарушения речи;
·
3 интерактивные панели — установлены в группах общеразвивающей направленности для
детей старшего дошкольного возраста;
·
2 моноблока и 2 электронных средства
обучения «Умное зеркало» —
находятся в кабинетах учителей‑логопедов;
интерактивная песочница «Полянка» — многофункциональный развивающий комплекс (объединяет функции интерактивной песочницы и сенсорного стола), размещённый в комнате психологической разгрузки.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы
(ЭОР)— это учебные материалы, воспроизводимые с помощью электронных
устройств.Они активно интегрируются в образовательный процесс, делая его
более наглядным и интерактивным.
В нашем учреждении для обучения детей в возрасте от 5 до 7 лет используются
следующие электронные устройства с электронными учебными материалами:
* 2 интерактивные доски в двух группах компенсирующей направленности для
детей с ОВЗ, с тяжелыми нарушениями речи;
* 3 интерактивные панели в трех группах общеразвивающей направленности
старшего дошкольного возраста;
* 2 моноблока,2 электронных средства обучения «Умное зеркало» в
кабинетах учителей-логопедов;
* Интерактивная песочница «Полянка» - развивающий комплекс, объединяющий
функции интерактивной песочницы и сенсорного стола; в комнате психологической
разгрузки.
Регламентация и безопасность
Работа с электронными средствами обучения (ЭСО) строго соответствует
требованиям Санитарно‑эпидемиологических правил (СП)2.4.3648‑20.
Основные нормы и правила:
1.Возрастные ограничения:занятия с ЭСО не
проводятся для детей младше 5 лет.
2.Зрительная гигиена:
- во время занятий и перемен обязательна гимнастика для глаз;
- непрерывное использование экрана при демонстрации обучающих материалов
(которые дети фиксируют в тетрадях) — не более 5–7 минут для детей 5–7 лет;
-общая продолжительность работы с интерактивной доской на занятии для
детей до 10 лет — не более 20 минут;
-зрительная дистанция до экрана — не менее 50 см.
3.Профилактика нарушений
осанки: в ходе занятий регулярно проводятся физкультминутки.
4.Технические требования:
-ЭСО эксплуатируются строго в соответствии с инструкцией по
эксплуатации и техническим паспортом;
-наличие документов об оценке (подтверждении) соответствия;
-минимальная диагональ экрана для мониторов ПК и ноутбуков — не менее
39,6 см.
Такой подход позволяет эффективно использовать современные технологии в
обучении, одновременно обеспечивая безопасность и комфорт воспитанников.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здание МБДОУ "Детский сад № 57", приспособленного для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) При входе в здание размещена вывеска с названием организации, графиком работы и планом здания, которые выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. Внутри здания навигация и названия помещений также оформлены шрифтом Брайля. На каждом лестничном марше нанесена контрастная маркировка верхней и нижней ступеней. По периметру здания установлены указатели, которые помогают найти путь к входной двери. На остекленной входной двери размещен предупредительный знак в виде двухстороннего желтого круга, а входные двери по периметру обозначены желтым цветом.
б) Инвалидам оказывается помощь, необходимая для получения информации в доступной для них форме о правилах предоставления услуги, включая оформление необходимых для получения услуги документов и выполнение других действий. На входе в учреждение установлена кнопка вызова, которая расположена в зоне комфортного использования человеком в инвалидном кресле. При нажатии на кнопку вызова к посетителю выходит сотрудник — сопровождающее лицо. Вызвать сопровождающее лицо можно нажав кнопку домофона на калитках №1, №2. Вызвать сопровождающее лицо можно по номеру телефона 8 (8313) 33-33-03.
Все сотрудники, ответственные за работу с инвалидами, прошли инструктаж и обучение по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг для них. Приказом назначены должностные лица, ответственные за организацию приема, сопровождения и обслуживания всех категорий инвалидов и МГН в МБДОУ «Детский сад № 57».
в) Официальный сайт учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
В учреждении есть ступеньки, но нет пандуса, чтобы маломобильные люди могли самостоятельно попасть внутрь. Также отсутствуют специально оборудованные входные группы и доступные санитарно-гигиенические помещения.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В нашем учреждении имеются специальные технические средства обучения, как для коллективного, так и для индивидуального использования детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.Это учебные материалы, воспроизводимые с помощью электронных устройств, которые позволяют расширять возможности восприятия информации; способствуют адаптации к образовательным условиям; помогают социальной интеграции обучающихся.
В двух группах компенсирующей направленности:
* **Интерактивная техника «Умное зеркало Artikme» в кабинетах учителей-логопедов. Она предназначена для профилактики и коррекции речевых дефектов у детей, проведения коррекционных занятий и построения индивидуального маршрута каждого ребёнка через конструктор занятий. В комплект «умного зеркала ArtikMe» входят программное обеспечение, конструктор и хранилище для занятий, видеокамера, журнал для отслеживания динамики ребёнка и органайзер рабочего пространства.
* **В группах интерактивные системы SMART: сенсорная доска SMART, ноутбук и проектор. Эти устройства используются в образовательном процессе для повышения качества и эффективности обучения. В учреждении имеется лицензионное программное обеспечение SMARTNotebook, которое является функциональным инструментом для создания информативных, интерактивных презентаций, занятий, а также заданий для самостоятельного выполнения воспитанниками.
* Интерактивная песочница «Полянка» - развивающий комплекс, объединяющий функции интерактивной песочницы и сенсорного стола; в комнате психологической разгрузки.
*Кроме того, в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ применяются интерактивные тренажеры и игры.
Содержание образования и условия обучения инвалидов определяется на основе индивидуальной программы реабилитации инвалида. Если в этой программе указаны особые требования к получению образования, образовательное учреждение обязано обеспечить их выполнение, включая предоставление специальных ассистивных технических средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
К таким средствам относятся устройства, программы и другие приспособления, которые расширяют возможности обучающихся с особыми образовательными потребностями в процессе восприятия информации, помогают им адаптироваться к условиям жизни и способствуют социальной интеграции.
Например, для детей с нарушениями слуха применяются звукоусиливающие аппараты, для слепых — специализированная компьютерная техника с шрифтом Брайля, для слабовидящих — лупы и проекционные увеличители, а для тех, у кого есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, — специальная программируемая клавиатура.