Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, Учреждение разрабатывает адаптированные программы, создает специальные условия обучения и утверждает необходимое штатное расписание.
Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат:
- нормативные требования;
- заключение ПМПК – для обучающихся с ОВЗ;
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов.
Условия для детей с ОВЗ и с инвалидностью (с ч. 3 ст. 79 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
- специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средства обучения;
- услуги ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь;
- групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
- доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.);
- сокращенное количество детей в учебной группе.
В Учреждении работают две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Из условий для детей с ОВЗ и с инвалидностью, сегодня в Учреждении имеются:
- адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), индивидуальные образовательные маршруты воспитанников;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средства обучения;
- услуги учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре;
- групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
- сокращенное количество детей в учебной группе.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении организовано в двух отдельных группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обучение в группах компенсирующей направленности проходит по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В Учреждении имеются специально оборудованные учебные кабинеты для детей с тяжелыми нарушениями речи:
групповые комнаты - 2;
кабинет учителя - логопеда - 2;
комната психологической разгрузки;
музыкальный зал;
физкультурный зал.
Групповая комната разделена на функциональные зоны, соответствующие видам деятельности детей; имеются уголки, дающие возможность детям уединяться; организовано пространство для удовлетворения потребности детей в движении.
В учебных кабинетах имеется специальное оборудование для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В Учреждении отсутствуют специально оборудованные учебные кабинеты для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: для глухих детей, для слабослышащих детей, для слепых детей, для слабовидящих детей, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для детей с умственной отсталостью, для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития).
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья, с тяжелыми нарушениями речи:
- 2 группы;
- два кабинета учителей - логопедов;
- музыкальный зал;
- физкультурный зал;
- комната психологической разгрузки;
- 12 групповых участков с верандами;
- спортивная площадка.
Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ по освоению ими программ:
1. Основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи),
а также для обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной деятельности, эмоционального, психологического благополучия детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
В группах детского сада организованы специальные уголки для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, техническими средствами обучения для воспитанников с ОВЗ с ТНР.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специального помещения "библиотека с читальным залом", в том числе приспособленного для инвалидов по зрению, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в Учреждении нет. В методическом кабинете имеется библиотека с детскими красочными книгами, известных детских авторов и художников–иллюстраторов. Воспитатели берут книги в группы для чтения детям, рассматривания и самостоятельного чтения детьми.
При необходимости в групповой комнате может быть организовано рабочее место для чтения с дополнительным освещением для инвалидов по зрению.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Физкультурный зал размещен на втором этаже Учреждения. В Учреждении отсутствуют условия для самостоятельного передвижения инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата по зданию.
На территории Учреждения имеются объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- Физкультурная площадка с бесшовным покрытием из резиновой крошки, площадь 225 м2. На физкультурной площадке имеется сетка для обучения элементам волейбола и игр с мячом, футбольные ворота.
- Дорожка беговая спортивная детская с бесшовным покрытием из резиновой крошки, площадь 190 м2.
Объекты спорта не оснащены специальным спортивным инвентарем и оборудованием для занятий инвалидами физической культурой и спортом с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Имеется оборудование для профилактики нарушений осанки, плоскостопия; для развития координации движений, моторики рук, равновесия, ловкости, силы.
Имеется специалист – инструктор по физической культуре.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В Учреждении имеются ступеньки, отсутствует пандус, чтобы обеспечить самостоятельное попадание маломобильных групп населения внутрь помещения. На входе в Учреждение установлена кнопка вызова, находящаяся в зоне доступа для комфортного использования человеком в инвалидном кресле. При нажатии на кнопку вызова выходит сотрудник – сопровождающее лицо.
Для маломобильных групп населения нет специально оборудованных входных групп, доступных санитарно-гигиенических помещений.
Для ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше выполнена контрастная маркировка верхней и нижней ступеней. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. По периметру здания расположены указатели движения к входной двери. Предупредительный знак в виде двухстороннего жёлтого круга наклеен на остекленную входную дверь, входные двери по периметру обозначены желтым цветом.
Имеются сотрудники, прошедшие инструктирование и обучение для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг. Приказом назначены должностные лица, ответственные за организацию приема, сопровождения и обслуживания всех категорий инвалидов и МГН МБДОУ "Детский сад № 57".
Специальные условия питания
При предоставлении родителями назначений лечащего врача для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, Учреждение создает специальные условия питания по индивидуальному меню, разработанному специалистом-диетологом.
СанПиН
2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения" П.8.2. При организации общественного питания детей, нуждающихся в лечебном и диетическом
питании в организованных детских коллективах, должны соблюдаться следующие
требования:
П. 8.2.1. Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, должно
быть организовано лечебное и диетическое питание в
соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка)
назначениями лечащего врача.
Индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с
учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача).
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 в учреждении создаются следующие условия охраны здоровья:
- Распределение детей в соответствии с заключением о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой;
- Документирование и контроль за организацией процесса физического воспитания и проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья; за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой;
- Назначение мероприятий по закаливанию, которые организуются с согласия родителей (законных представителей) и проводятся с учетом состояния здоровья детей;
- Работа по формированию здорового образа жизни и реализация технологий сбережения здоровья;
- Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья.
- При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.
- Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении имеется проводное и беспроводное соединение с Интернет. У Учреждения имеется электронная почта; официальный сайт с версией для слабовидящих.
В Учреждении имеются электронные средства обучения: интерактивные доски, интерактивные панели, компьютеры, ноутбуки, моноблоки. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся. В группах для воспитанников от 5 лет ЭСО используется для демонстрации обучающих фильмов, программ, для проведения диагностики, для выполнения воспитанниками игровых заданий.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В Учреждении имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников с ОВЗ групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В двух группах компенсирующей направленности имеются:
-
Интерактивная техника "Умное зеркало Artikme для профилактики и коррекции дефектов речи у детей, проведения коррекционных занятий, построения индивидуального маршрута ребенка через конструктор занятий. В комплект умного зеркала ArtikMe входит программное обеспечение, конструктор и хранилище для занятий, видеокамера, журнал отслеживания динамики ребёнка, органайзер рабочего пространства.
- Интерактивные системы SMART: доска SMART(сенсорный дисплей), ноутбук и проектор для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения. Имеется лицензионное программное обеспечение SMARTNotebook, которое является функциональным инструментом для создания информативных, интерактивных презентаций, занятий, а также заданий для самостоятельного выполнения воспитанниками.
- В ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" в 2019 году по теме "Интерактивные технологии в обучении. Проектирование уроков с использованием интерактивной доски" (36 час.) проучились 10 педагогов Учреждения.
- В музыкальном зале имеется проектор с экраном, что позволяет сделать занятия интересными, насыщенными и увлекательными.
- В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ используются интерактивные тренажеры и игры.